Если бы кто-то спросил меня, какие самые положительные изменения в последние годы произошли в России, в первую очередь я назвал бы преображение Москвы. Десять лет назад и теперь – это два разных города. Особенно хорошо и красиво отстроен его центр.

Москва всегда совершенно отличалась от остальной России. Во времена мэра Сергея Собянина, который находится в должности с 2010 года, после предпринятых масштабных урбанистических перемен эта разница стала еще более контрастной. Москва и Петербург теперь - как день и ночь. Раньше разница между ними была невелика, теперь же она огромна. По сравнению с Москвой кажется, будто в Петербурге время остановилось.

Деньги могут все

Все очень просто: Москва – хороший пример того, как деньги решают все и меняют город до неузнаваемости, во что трудно было поверить. В Москве по сравнению с Петербургом живет в два раза больше людей (официально 12,5 млн против 5,3 млн), но разница между городскими бюджетами - пятикратная. Бюджетные расходы города Москвы в этом году составят 32 миллиарда евро.

Вид на Кремль и Москва-сити.

ФОТО: Jaanus Piirsalu

В центре Москвы, очевидно, самые широкие в Европе тротуары, более уютные и тенистые бульвары и фуд-корты с лучшим ассортиментом. На приведение в порядок улиц и парков город Москва потратил в последние годы свыше двух миллиардов евро. Прежние заводские кварталы превратились в современные арт-кварталы, такие как Винзавод, ЗИЛ или ГЭС-2, который вскоре откроется. Прекращена торговля из ларьков вокруг станций метро, раньше очень уродовавшая облик города.

Скрытая сторона Москвы

Помимо центра, приведены в порядок московские парки, провести время так, как там, в Таллинне или Хельсинки не получится. Если раньше основным местом проведения досуга был парк Горького, который по-прежнему очень крут, то теперь почти каждый московский парк превратился в своего рода развлекательный центр. Звучит несколько неправдоподобно, но в Москве так много парков, что благодаря этому российская столица вообще является одним из самых зеленых городов Европы. Просто большинство гостей столицы никогда не попадают в парки, расположенные за пределами центра, поэтому им запоминаются скорее гигантские пробки по дороге в аэропорт.

Набережная Москвы-реки

ФОТО: Jaanus Piirsalu

На самом деле, даже пробок в Москве стало меньше. По сравнению со второй половиной 2000-х, когда в час пик приходилось добираться часами, сейчас Москва стала другим городом и для водителей. Достроенные дороги, новые многоуровневые развязки, парковки «Паркуйся и поезжай» на конечных станциях метро, соединенная со станциями метро кольцевая линия поездов вокруг центра и созданная на основе таллиннского опыта платная зона парковки в центре и его окрестностях принесли значительную пользу.

Аренда велосипедов теперь повсюду.

ФОТО: Jaanus Piirsalu

Москва понемногу становится и велосипедным городом. Десять лет назад я не поверил бы этому. Помню свой тогдашний опыт, когда я попытался проехать в центр на велосипеде. Больше я этого не делал. Для того чтобы немного проехаться на роликах, тогда в окрестностях центра было, в принципе, единственное место – набережная возле «Лужников». Сейчас в центре Москвы велосипедистов так много, что местами это уже становится опасным для пешеходов. Арендовать велосипед с помощью карточки можно практически на каждом углу. А на роликах можно кататься по новым и широким тротуарам.