mediaindex
26
Апреля 2018
четверг
основан в 2005 году
Новости бывшего СССР

Афера века достигла кульминации

Переводы "Обзора"
 
Проф. Видмантас ЯНКАУСКАС, энергетик

 

Нанятые Литвой зарубежные эксперты на минувшей неделе объявили свой вердикт: нам стоит купить судно-терминал СПГ, а не арендовать его и дальше. За аренду за 10 лет мы заплатим свыше 0,5 млрд евро, однако ни один сантиметр корабля не станет нашим. А при покупке будем должны выложить ещё около 160 млн евро! Не достойна ли такая сделка именоваться одной из афер века?

Литве после 2024 года наиболее выгодно купить судно-хранилище сжиженного природного газа (СПГ). Такой вывод вчера обнародовала международная консалтинговая компания «Poyry Management Consulting Ltd.». Оценивались три сценария: приобретение судна-терминала СПГ после 2024 г., продление арендного договора на 10 лет и 20 лет. Покупка корабля может стоить Литве 121-160 млн евро.

 
В пятницу экспертиза будет представлена правительственной комиссии по инфраструктуре. Окончательное решение о гарантировании длительных поставок СПГ примет правительство.
 
 
- Зарубежные эксперты посоветовали в 2024 году судно-терминал выкупить за 121-160 млн евро. Не слишком ли большая роскошь, если только за его аренду мы уплатим свыше полумиллиарда евро? – спросило издание «Vakaro žinios» у профессора энергетики Видмантаса ЯНКАУСКАСА.

- Усиленно пропагандировалось: если у нас в ближайшее время не будет терминала, то русские «задавят» нас и мы погибнем. И никто не мог спорить, как это должно быть сделано. Даже было подсчитано, на сколько при наличии терминала подешевеет газ и сколько мы выиграем. Но на самом деле очевидно, что терминал был слишком большим, не велись переговоры о совместном проекте с латышами и эстонцами. Элементарные, но существенные ошибки. Мало того, «Achema» предлагала построить собственный терминал.

- Финляндия, имеющая вдвое больше населения, сумела построить себе терминал за 80 млн евро. Наш же (без судна) стоил 101 миллион…

- Финляндия – это Финляндия, она себе маленький построила, поскольку большого ей и не требовалось. А посмотрите на Польшу – она построила значительно больший терминал, чем Литва, но это и понятно, ведь ей и газа нужно намного больше. Весь терминал им обошёлся примерно в 3 миллиарда злотых (0,72 млрд евро). Но из этой суммы больше половины было получено от ЕС. Брюссель сказал, что и нам нужен терминал, поскольку имеем лишь трубу из России. И пообещал финансовую поддержку с условием, что терминал будет региональным – присоединятся Латвия и Эстония, а может, даже и Финляндия. В 2012 году на деньги ЕС было даже проведено исследование. В нём изложено, какие решения гарантировали бы надёжность, если бы прекратилась поставка газа из России. Был назван лучший вариант – труба из Польши, о чём мы сейчас и говорим. Она должна была бы появиться в 2021 г. Второй вариант – терминал для всех упомянутых стран. И даже такого огромного терминала, как у нас, для четырёх государств было бы вполне достаточно. Но наше правительство решило, что мы никого ждать не будем, ни с кем договариваться не станем и будем строить сами.

- Зачем такой большой терминал и такая поспешность? Политики хотели войти в историю, получили «откаты»?

- О второй части вопроса мне не хотелось бы говорить. Но относительно первой части - это так. Вспомните, что тогда работало правительство консерваторов, которое избегало каких бы то ни было отношений с Россией, не разговаривало с «Газпромом», хотя все прочие разговаривали и все получили льготы. Мы льгот не имели, ибо не говорили. Думали (точнее, политики думали), что лучше всего – собственный терминал. Как-то довелось разговаривать с поляками, так они с удивлением спрашивали: «Как вам удалось заставить потребителей покрыть затраты на содержание терминала, нам это сделать не удалось?». Мы же пошли по самому лёгкому пути: за всё платит потребитель, даже и тот, кто не пользуется газом из терминала.

- Сколько потребители уже заплатили за содержание терминала?

- Каждый год – примерно по 60-70 млн евро, и так уже четвёртый год. За такую сумму уже и новое судно купили бы. Все издержки по его содержанию покрывают бизнес и бытовые потребители, государство на это не выделяет ни цента. Мало того, есть договор с норвежской компанией «Statoil» о том, что ежегодно мы будем покупать определённое количество газа (сколько и за какую цену - не раскрывается, под предлогом конфиденциальности). Затем этот газ в обязательном порядке распределяется производителям электроэнергии и тепла, поэтому электричество и газ ещё дорожают.

- В договоре об аренде судна СПГ предусмотрено, что за 10 лет за аренду мы заплатим 0,52 миллиарда евро. Но не предусмотрено, что внесённая арендная плата будет включена в цену судна, если позднее мы его захотим выкупить.

- Да. А самое страшное, что в договоре даже не предусмотрено, за какую цену после истечения срока арендного договора мы смогли бы тот корабль купить, поэтому владельцы смогут потребовать любую сумму. На прошлой неделе эксперты объявили, что выкуп может составить до 160 млн евро. Чересчур много, поскольку новое судно стоит около 200 миллионов. А наше-то будет уже с 10-летним износом. К примеру, подержанный 10-летний автомобиль точно стоит не больше половины от начальной цены. Эксперты пытались обратить внимание на это.

- Однако любую, даже самую рациональную, критику заставляли замолчать, аргументируя тем, что это вредит интересам Литвы и служит на пользу Кремлю.

- Именно так. К сожалению, у нас эта тенденция очень превалирует. Нельзя было высказать ни одного отрицательного мнения, ибо сразу же раздавались упрёки, мол, эти критики – агенты Кремля.

- Эксперты предлагают в 2024 г. судно-хранилище СПГ выкупить. Но целесо­образно ли это, если уже в 2021 г. у нас будет труба, связывающая с Польшей?

- Понятно, что нецелесо­образно. Ведь труба позволила бы нам обеспечивать себя газом даже в случае прекращения поставок из России.

- Не странно ли, что мы не сами решаем, что делать с судном, а нанимаем иностранных экспертов, будто у нас нет своих, которым мы платим жалованье?

- Нет пророка в своём отечестве. Если бы анализ провели наши эксперты, это сразу бы интерпретировалось так: может, они агенты, может, имеют свои интересы, может, их двоюродные братья знакомы с кем-либо из «Газпрома».

Факты

Упомянутая комиссия, возглавляемая А.Скарджюсом, выявила много скандальных фактов.

● Первый – правительство Андрюса Кубилюса, представляя Сейму проект терминала СПГ, указало, что он будет осуществляться на средства частных инвесторов. Однако реальность иная: затраты покрываются всеми потребителями газа.

● Второй – правительство A.Кубилюса даже не пыталось получить помощь ЕС.

● Третий – «Klaipėdos nafta» консультантам терминала СПГ в 2011-2012 г. заплатила свыше 52 млн литов (15,06 млн евро).

● Четвёртый – правительство даже не рассмотрело альтернативных способов приобретения судна-терминала СПГ: аренды с возможностью выкупа, покупки и т.д.

● Пятый – «зарегистрированная на Бермудах норвежская компания «Hoegh LNG Ltd.» судно приобрела за 250 млн долларов США, а мы по курсу доллара на тот день, когда А.Кубилюс подписал договор, за аренду заплатим 720 млн долларов» (цитата A.Скарджюса. – Прим. авт.).

Комментарий

Арвидас Сякмокас, руководивший Министерством энергетики, изданию «Vakaro žinios» полтора года назад божился, что за терминал не было переплачено: «Был выбран самый дешёвый вариант. Осуществляется выплата по частям. Покупать судно сразу было не выгодно. Прежде всего, у «Klaipėdos nafta» даже не было денег. Пришлось бы занимать и платить банкам огромные проценты. Поэтому так дешевле. Кроме того, может, через 10 лет у нас будут всяческие различные соединения, и в судне уже не будет необходимости, поэтому сможем сдать его в субаренду».
Источник http://www.obzor.lt